Чиновники федерации швырнули внушительных размеров камень в
огород Льюиса Хэмилтона. Именно его вымученная победа в прошлом чемпионате
заставила FIA задуматься о новом порядке распределения мест в протоколе.
Напомним, британец лишь в последнем повороте Тран-при Бразилии” отвоевал у
пилота Toyota'' Тимо Глока пятое место и четыре очка, столь необходимые ему.
чтобы опередить в личном зачете Фелипе Массу, К тому моменту, nогда Льюис атаковал соперников из
середины пелотона, Масса уже пересек линию финиша, доведя число своих побед в
сезоне до пяти. На счету Хэмилтона осталось четыре выигранных гонки, зато пятое
место на последнем этапе первенства принесло ему титул чемпиона. В федерации
решили, что это неправильно.
Формула для "Формулы"
НЫНЕШНЯЯ система начисления очков в чемпионате мира была
принята в 2003 году. До этого разница между пилотами, занявшими первое и второе
места, равнялась четырем очкам, после - всего двум.
Впрочем, серьезных поводов для критики этой формулы не было:
асе чемпионские титулы последних лет доставались пилотам либо выигравшим больше
гонок, либо - при равном количестве побед - набравшим больше очков. Лишь в 2008
году все изменилось.
Фелипе Масса действительно провел тот сезон хорошо. Титула
его, по сути, лишил сгоревший за три круга до конца Гран-при Венгрии” мотор.
Если бы не это, у бразильца было бы шесть побед в чемпионате. Но все сложилось
иначе, и чемпионом стал Хэмилтон. Многим такой исход показался не совсем
справедливым, а потому едва ли не сразу после Гран-при Бразилии, стали
предлагаться новые варианты определения чемпиона.
Например, владелец коммерческих прав на "Формулу Г
Берни Экклстоун предложил, чтобы гонщики вместо очков получали медали за места
на подиуме. Эту идею отвергли. Команды выступили с собственной инициативой,
менее радикальной, предложив увеличить количество баллов, которое получает
пилот за победу в гонке. Но окончательное решение должна была принять F1A, а
она в очередной раз поступила по-своему.
Победитель получает все. Новое правило звучит предельно просто: титул выигрывает тот,
кто одержал больше побед в сезоне. Очки начисляются по прежней формуле, но в
вопросе определения чемпиона они будут иметь значение только в том случае,
когда у претендентов равное число выигранных гонок. Чиновники FiA хотели, чтобы
этот порядок вступил в силу уже в сезоне-2009, но "конюшни"
воспротивились, и срок был отодвинут до 2010 года. Между тем остается немало
сомнений в целесообразности введения новой системы.
По мнению большинства владельцев команд, не все простое
можно считать гениальным. Главный недостаток у правила, предложенного
федерацией, лежит на поверхности - написано
оно под сценарий одного-единственного чемпионата - Прошлогоднего. Когда в
"Ф 1” было два явных фаворита - Масса и Хэмилтон и большинство побед они
разделили между собой. Быть может, в такой ситуации действительно справедливо
отдать титул тому, кто выигрывал чаще. Но что делать в случаях, когда на звание
чемпиона претендуют несколько гонщиков или, напротив, есть лишь один
неоспоримый фаворит?
В "Ф 1" сейчас вспоминают сезон-1982, когда чемпионат
выиграл Кеке Росберг. На его счету в том году была лишь одна победа (у
соперников -больше), зато финн был самым стабильным из всех пилотов и боролся в
группе лидеров на каждом этапе. Если бы тогда действовала система, придуманная
теперь F[Ar то Кене не мог бы и мечтать о титуле. Выходит, Росберг -
"ненастоящий" чемпион?.. А что касается ситуации с одним лидером, то
тут достаточно посмотреть на положение дел в чемпионате мира по ралли, где
действует такая же система начисления очков, как и в "Ф 1". В прошлом
сезоне WRC Себастьен Лоеб выиграл 11 этапов, однако Микко Хирвонен, на чьем счету
было лишь три победы, грамотно пользовался редкими сходами француза и тоже
умудрялся сохранять шансы на титул вплоть до последней гонки, А если бы чемпион
определялся по числу выигранных гонок, то Лоеб убил бы интригу еще в августе.
Есть еще один немаловажный аспект. FIA все последние годы
упорно борется за то. чтобы команды не отдавали предпочтения кому-то одному из
своих пилотов, но с предложенной системой равноправие гонщиков станет невыгодно
"нонюшням”. аждой будет нужен один неоспоримый лидер и верный оруженосец
на подхвате. Захочет ли, скажем, глава "Ferrari” Стефано Доме-никали,
чтобы его гонщики Кими Райкконен и Фелипе Масса отбирали друг у друга победы,
если противник у них общий - Льюис Хэмилтон? Британец в этом случае получит
огромное преимущество. На всех трассах, где быстрее "McLaren’1, выиграет Льюис
(напарник, Хейкки Ковалай-нен, ему пока не конкурент). На тех, что больше
подходят "Ferrari”, Райкконен и Масса будут делить победы, лишая друг
друга шансов на титул. Командной тактики в таком случае не избежать. Две победы
одного пилота на старте сезона поставят крест на шансах его партнера по "конюшне”.
Если пару гонок выиграет, допустим, Масса, то Райкконена в следующем "Гран-при”
вежливо попросят вновь пропустить напарника...
Для того чтобы в споре родилась истина, у команд и FJA есть
еще год. Доводов у каждой из сторон хватает, но особенно любопытно в этой
ситуации послушать Льюиса Хэмилтона - главного, по сути, виновника полемики.
"Когда мы начинаем чемпионат, все находятся в одинаковых условиях и
понимают, что надо делать, чтобы его выиграть, - сказал британец после того, как FIA обнародовала новый
принцип определения победителя. - Система в данном случае не так важна. Все
предыдущие чемпионы выиграли заслуженно, потому что и они, и их соперники знали
правила, Если формула изменится, то изменят тактику и пилоты, а значит - все
останется по-прежнему. Главное в этой ситуации - не навредить болельщикам,
стараться как можно дольше поддерживать интригу”.
Трудно с ним не согласиться...
|